Законсервированные воспоминания: Интервью с Кристофером Реландером
Стоит только подумать о том, что в фотографии экспериментировать уже некуда, как тут же появляется фотограф-новатор, который доказывает обратное. Кристофер Реландер создает пейзажи в стеклянных банках. Нет, он не использует Photoshop или какие-то другие программы, вместо этого он расширяет границы возможного в аналоговой фотографии.
Фотограф создает свои работы с помощью техники двойной экспозиции: он красит банки в черный цвет, снимает их на белом фоне, а затем отправляется на поиски второго кадра. Процесс не простой, но результаты говорят сами за себя. Эти пейзажи, глубоко врезавшиеся в ранние воспоминания Кристофера, напоминают ему о детстве, проведенном в деревне на юге Финляндии.
Кристофер переносит нас в детство, в то время, когда мир вокруг нас был наполнен чудесами, когда природа восхищала нас и приносила бесконечное вдохновение. Мы могли выйти на улицу и пропасть на целый день; мы ценили природу за то, какая она есть — гостеприимная, дарящая отраду и самое главное — радость и развлечения. Эти работы представлены в виде законсервированных воспоминаний в проекте под названием «Jarred and Displaced».
Расскажите о процессе создания ваших снимков
Это медленный процесс, поскольку я снимаю на среднеформатную пленку, и все манипуляции выполняются в фотоаппарате. А значит, мне приходится перематывать пленку вручную после каждой сфотографированной банки. Я храню проявленную пленку в этой банке до тех пор, пока не найду именно тот ландшафт/обстановку, которая бы вписалась в форму банки. Сейчас это уже вошло в привычку, а раньше вызывало у меня много сложностей. Иногда я и сам не понимаю, как выдержал весь этот процесс проб и ошибок.
Что вдохновило вас на создание такого проекта?
Я точно не знаю. Я делал много экспериментальных фотографий без особых ожиданий — фотографий, которые я никому не планировал показывать. Это успокаивает меня и приносит внутреннее удовлетворение, ведь обычно путем экспериментов я чему-то учусь. Идеи для новой серии работ могут возникнуть из ошибки или нового приема. Проект «Jarred & Displaced» очень техничный, и его бы не было, если бы я столько не экспериментировал. Идея создания «Jarred & Displaced» начала вырисовываться в то время, когда я узнал, что стану отцом. Я почувствовал ностальгию и даже какое-то беспокойство, когда понял, что теперь мое детство кажется таким далеким.
Есть ли в этом проекте какой-то внутренний подтекст, который вы хотите передать?
Я хотел создать личную коллекцию законсервированных пейзажей моего детства, которые для меня много значат. А потом уже понял, что этим, возможно, стоит поделиться с другими. Кроме того, я обеспокоен изменением условий окружающей среды , и поэтому мысль поиграть с идеей консервирования кусочков природы, которая в наше время находится под угрозой, показалась мне удачной. Ну а еще, это своего рода ребячество, которое снова возвращает меня в детство.
Что в природе вдохновляет вас больше всего?
Я вырос в сельской местности и был окружен природой большую часть моей жизни. Именно туда я иду, когда мне нужно собраться с мыслями. Я просто не могу найти вдохновения в обстановке студии. Думаю, что в природе нам больше всего интересны мы сами — мы склонны искать образы и символы, напоминающие нам, кто мы есть. Как сказал философ Алан Уотс: «Мы не приходим в этот мир, мы появляемся из него». Природа воссоединяет нас с нашими первобытными истоками.
Какие темы вы планируете исследовать в будущем?
Ну, я думаю, что-то вроде этого: больше детства, необычное освещение и беспредметная абстракция.
Что вы думаете о будущем цифровой фотографии?
В ней есть и хорошие, и плохие стороны. Цифровая система очень удобна, проста в использовании и, кроме того, в ней есть доступные варианты. Мы можем легко отснять 500 фотографий в день, что с пленкой было бы сделать нелегко и недешево. Одна из причин, почему я стал больше снимать на пленку — я хотел замедлиться. Цифровая фотография снисходительна, здесь легко просто щелкать все подряд, уповая на то, что что-нибудь получиться, и просматривать фотографии каждые пять секунд. Фотографируя на пленку, я делаю меньше снимков, но больше фокусируюсь. И пока моя пленка не проявлена, я только могу представлять, как будут выглядеть фотография. Цифровая фотография никогда не вызывала у меня столько восторга и эмоций.